ЗПР — не приговор. В настоящее время разработаны различные коррекционные методики. Они помогают детям гармонично развиваться. О них будет рассказано ниже. Перед этим полезно узнать подробнее о ЗПР.
Коррекционная работа
Родителям важно вовремя взяться за лечение ребёнка. Причиной ЗПР могут быть не только физиологические особенности малыша, но и педагогическая запущенность. Коррекционные мероприятия способствуют изменению структуры мыслительной деятельности. Они значительно сокращают разницу в развитии между такими детьми и обычными малышами.
Важным этапом, который проводится время от времени, является диагностика. Это первоначальные меры, направленные на установление степени ЗПР, и периодические диагностические мероприятия. Их цель — установить уровень достигнутых успехов.
Общие требования
Коррекционные программы создаются особой категорией педагогов — дефектологами. Программа помощи составляется на основе состояния ребёнка:
- разновидность отклонения;
- своевременность начала лечения;
- индивидуальные характеристики;
- уровень, на котором находится ребёнок к началу коррекции.
Элементы программ
- Диагностика.
- Общее развитие. Имеется ввиду интеллектуальный уровень, восприятие окружающей действительности, сенсорные способности.
- Совершенствование речи.
- Эмоционально-волевое корректирование.
- Развитие навыков общения, социализация.
Методики
Выбор методики зависит и от возраста. С дошкольниками занятия проводятся в игровой формы, с использованием различных предметов. В качестве примеров игр можно привести следующие:
- «Поиск тайника». Ребёнку выдаётся карта комнаты. В этой комнате находится «клад». Когда ребёнок получает схему, он должен сориентироваться по ней и найти спрятанное сокровище.
- «Маски». Это программа предполагает наличие группы. На одного участника одевают маску какого-нибудь зверька. Другие игроки должны показать, что это за зверь, но не используя речь.
- «Угадай предмет». Преподаватель загадывает предмет. Дети придумывают наводящие вопросы. С помощью них они должны определить, что загадал учитель.
Также у детей с ЗПР необходимо развивать воображение. Для этого разработаны следующие упражнения:
- «Сказочные животные». Педагог или ребёнок, участвующий в программе, загадывает существо из сказки. Он должен придумать, как описать его другим детям. По его словам они угадывают персонаж.
- «Лепестки». Дети получают лепестки разного цвета. Каждый из них выбирает лепесток наугад. Далее ребёнок должен придумать историю этого лепестка.